«Оленегорск литературный»

Правда и вымысел в «Легенде о горе Оленьей»

24 ноября исполняется ровно 40 лет с того дня, когда впервые была опубликована в газете «Заполярная руда» «Легенда о горе Оленьей» Валентины Григорьевны Прокоповой. В свете предстоящего юбилея — 60-летия города и комбината — эта дата приобретает особое значение. «Легенда...», как герб города, как контуры отвалов, как фонтан с лопаркой, является символом Оленегорска. На ней выросло не одно поколение юных оленегорцев. Образы этой легенды, подобно сказочным, мифическим персонажам, подобно произведениям устного народного творчества, давно стали частью нас. Они неразрывно связаны в сознании с историей города и комбината. Рассказывая сегодня «Легенду о горе Олень-9 ей» уже своим детям и внукам, многие вряд ли задумываются над тем, что у этих обратное имеется автор. В канун юбилея «Легенды...» мы встретились с ветераном Оленегорского ГОКа Валентиной Григорьевной ПРОКОПОВОЙ, чтобы вместе с ней отправиться в путешествие по укромным уголкам ее творческой мастерской.

История «Легенды...» начинается в далеком 1964 году. Именно в тот год старшая дочь Валентины Григорьевны Ольга пошла в первый класс средней школы № 15. Как-то ее первая учительница Зоя Семеновна Варшавская обратилась к В.Г. Прокоповой с просьбой рассказать ребятам о комбинате и городе с целью воспитания патриотических чувств детей — тогда, не в пример нынешним временам, много внимания уделялось патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Просьба, на первый взгляд простая, немного озадачила ее. Не раз приходилось Валентине Григорьевне выступать по профориентации перед школьниками, но такой юной аудитории у нее еще не было: ведь предстояла встреча ни с кем-нибудь, а с первоклашками. Как же рассказать детям, не обманывая их и ничего не придумывая, просто и доступно об отважных людях геологах, об открытии месторождения, о технологических процессах добычи руды и производства концентрата, о возникновении города? Как донести до них романтику города, в котором они родились, растут и где им предстоит жить и работать? Как внушить им чувство гордости своим городом, своими родителями?

Чтобы не нагнать на детей скуку обилием терминов, самым лучшим способом виделось повествование в художественной, поэтической форме. Она позволяла правдиво изобразить историю комбината, геологию и технологию, и в то же время придавала рассказу необходимую эмоциональность и образность. Геология выразилась в образах Ветра и Речек: ветер разрушает скалы, реки приносят песок, который опять превращается в камни. Под воздействием этих двух стихий — ветра и воды — возникает осадочно-метаморфическое месторождение. Образ же старика-тундровика — духа тундры нехоженой — встречался в русских и скандинавских сказках. Так, от образа к образу рождался в воображении автора устный рассказ — легенда, соединившая в себе правду и вымысел. В художественной форме изложила горный инженер Валентина Григорьевна Прокопова свои профессиональные знания. Последовательно, логично построила она свой рассказ. В «Легенде...» мы встречаем геологов, нашедших месторождение железной руды. Это правда. Вот только открытие свое люди сделали, увидев искры, «полетевшие из-под копыт» оленя, с «гордым видом» стоявшего на вершине горы. А это уже вымысел. Строительство города, промышленные взрывы, добыча, дробление и обогащение руды, отправка концентрата в Череповец и изготовление стали — все технологические процессы описаны просто и достоверно. А образы, рожденные при этом, яркие и выразительные.

Две недели вынашивалась идея, создавались образы и оформлялись в устный рассказ. На встречу с детьми В.Г. Прокопова пришла, прихватив с собой для большей убедительности наглядные пособия — руду, концентрат, магнит. В помещении класса уже, что называется, яблоку было негде упасть. За партами, тесно прижавшись друг к другу, сидели дети: на такое важное мероприятие собрали два первых класса. Обе учительницы устроились на задней парте. «Я даже немножко заволновалась, — вспоминает Валентина Григорьевна, — не ожидала такого количества». Но вот она начала свое повествование. Дети неотрывно смотрели на рассказчицу. Она, в свою очередь, видела только их глаза.

«На меня смотрели глаза-звездочки разного цвета. Куда повернусь я, туда они поворачиваются. Куда я посмотрю, туда и они посмотрят. Когда я хмурюсь, они вместе со мной хмурятся. Когда я улыбаюсь, они улыбаются. Когда спокойная, все расслабляются. Все время, пока я, взволнованная, вела свой рассказ, на меня смотрели эти пытливые, распахнутые, красивые детские глаза, чистые и ничем не замутненные. Никогда не забыть мне этого. Потом я окинула взглядом аудиторию и увидела, что две учительницы такими же детскими глазами следят за мной и вместе со мной переживают. Больше такой аудитории я не встречала никогда», — продолжает делиться воспоминаниями В. Г. Прокопова.

Все остались довольны мероприятием. По школе о нем быстро распространилась информация. Через несколько дней Валентина Григорьевна уже выступала перед третьими классами, ждали своей очереди и пятиклассники.

Прошло какое-то время, а на выпуске из детского сада была уже младшая дочь В.Г. Прокоповой — Ирина. До детского сада № 2 тоже долетели слухи об удивительной истории, и Валентина Григорьевна, взяв необходимые наглядные пособия, дополнив свой рассказ новыми деталями, направилась по приглашению воспитателей в подготовительную группу. Дети слушали внимательно, с интересом.

«По завершении рассказа я спросила детей, есть ли вопросы? Вопросы были, но запомнился один мальчик, который поднял руку и сказал: «Вот я пойду с папой в лес, и, когда мы наберем грибы, я их выложу из корзины и вместо них наберу камни». Много лет спустя этот мальчик окончил горный институт и долгие годы работал на комбинате», — рассказывает Валентина Григорьевна. Когда закончилась беседа, воспитатели попросили гостью записать то, что она рассказывала, и опубликовать в газете «Заполярная руда». Имея напечатанный текст, они сами могли бы рассказывать детям эту легенду.

Работа над текстом шла довольно долго: отвлекало то одно, то другое. Тогда же в редакции «Заполярной руды» Валентину Григорьевну попросили что-нибудь написать в газету на злободневную тему, желательно в жанре фельетона. Корреспонденту и поэту Сергею Локтюхову она призналась, что темы подходящей нет, но зато написана «Легенда о горе Оленьей». Сергей настоял на том, чтобы текст был принесен в редакцию. И 24 ноября 1967 года «Легенда о горе Оленьей» была опубликована в газете «Заполярная руда».

Спустя годы текст «Легенды...» без указания имени автора стал появляться в библиотеках, школах. Одни приписывали авторство академику А. Ферсману, другие относили ее к фольклору. Из-за того, что имя Валентины Григорьевны Прокоповой как автора «Легенды о горе Оленьей» было на какое-то время утеряно, один ленинградский поэт написал легенду в стихах на основе оригинального прозаического текста, не указав при этом автора первоисточника, так его вдохновившего. Позже, когда выяснилась истина, это стихотворение тоже было напечатано в «Заполярной руде», но в предисловии значилось: по мотивам «Легенды о горе Оленьей» Валентины Прокоповой.

Не ожидала Валентина Григорьевна, что придуманная для дочерей и их сверстников история обретет жизнь в нескольких поколениях.

К 50-летию со дня основания города и комбината была организована выставка рисунков. Какой-то детский сад представил рисунки по «Легенде о горе Оленьей». Один из них особенно понравился Валентине Григорьевне. Неуверенными мазками девочка — Вета Зыкина — изобразила пирамидального вида черную гору, а на ней оленя с гордо поднятой головой, бьющего копытом скалу. Все, как в легенде. А через несколько лет, в 2003 году, был принят герб города Оленегорска. Он был очень похож на рисунок девочки.

Подготовила Валерия ПОПОВА