«Оленегорск литературный»

Литературный дуплет

Выпустить собственную книгу сейчас — не проблема. Подкопил деньжат или нашел богатого спонсора, подготовил рукопись, обратился с заказом в типографию, коих не счесть, — и готово. Но далеко не каждая книга, сходящая нынче с печатных станков, действительно нужна читателю, далеко не каждая оправдывает свое появление на свет. И по-настоящему хорошее, качественное во всех отношениях издание — это, скорее, исключение, чем правило.

Совсем недавно из печати вышли сразу две книжки оленегорских авторов. Первая издана в Вологде и называется «Холодит, моросит, вечереет». Автор ее — Юрий Петрович Сковородников, поэт, чье имя достаточно хорошо известно местной читательской публике. Дебютировал он еще в середине 80-х небольшим сборником, прошедшим (в отличие от нынешних времен) все круги редакторско-издательского ада и потому, на наш взгляд, особенно ценным. Собственно, Сковородников — один из трех (всего лишь) оленегорских авторов, кому удалось стать заметной литературной фигурой в Мурманской области еще в советские годы. По поручению региональной писательской организации он руководил городской литературной группой, но с началом 90-х уехал в Вологодскую область, где провел ни много, ни мало восемнадцать лет. Отрадно, что творчество продолжало оставаться для Юрия Петровича неотъемлемой частью жизни: в глухой вологодской деревне он продолжал писать стихи, выпустил несколько сборников. Не оставляет активного сочинительства и после возвращения в Оленегорск. Брошюра «Холодит, моросит, вечереет» — убедительное тому подтверждение.

В книге собраны стихотворения разных лет и на разные темы: присутствуют среди них и философско-размышленческие, и едко-сатирические, есть пространные и есть совсем короткие, под стать японским трехстишиям - хокку. Художественная ценность их тоже неоднозначна, но при внимательном прочтении нельзя не заметить строк, по которым сразу определяешь, что автор — отнюдь не дилетант в поэзии.
«И покуда вертится Земля, будут только взлеты и паденья», — очень верное замечание, если припомнить, что ни в мировой, ни в отечественной истории никогда не было затяжных периодов стабильности (не грозят они нам, видимо, и впредь). «Между городом и селом неприкаянный, загнанный мучаюсь», — это уже развитие глубочайшей темы, поднятой когда-то Николаем Рубцовым и другими писателями-деревенщиками. «Мы сейчас властями брошены, как бесхозные дрова», — разве с таким заявлением поспоришь? Не в бровь, как говорится, а в глаз! И вот ради этих находок — точных, емких, оригинальных — книжку прочитать стоит.

Ко второму сборнику, о котором пойдет речь, Юрий Сковородников тоже имеет самое непосредственное отношение. На этот раз он выступил в качестве редактора-составителя и художника. Автора — Геннадия Коваленко — уже нет в живых, он скончался в 2006 году в возрасте сорока трех лет. Наш земляк-оленегорец, он сумел сделать неплохую профессиональную карьеру. Окончив Ленинградский горный институт (включая аспирантуру), трудился на Ловозерском горно-обогатительном комбинате, в том числе начальником карьера по добыче редкоземельных металлов, возглавлял райком комсомола, а с началом перестройки активно работал в руководстве Союза предпринимателей Мурманской области. Среди его последних должностей — полномочный представитель губернатора в Мончегорске и Оленегорске и директор Кандалакшского механического завода.

Казалось бы, при столь плотной загруженности какое может быть творчество? Но нет — Геннадий находил время для работы над словом, о чем и свидетельствует 120-страничная посмертная книга с лаконичным названием «Листопад». Отец его, Владимир Коваленко, вспоминает:

«Стихи и песни писал, особо не работая над ними, на квитанциях, отдельных листочках из блокнота, в общем — как, на чем и где придется, как бы между прочим. Когда трагически ушел из жизни, тогда и были найдены среди разных деловых бумаг, папок и производственной переписки эти стихи и песни, которые, по словам институтских и школьных друзей, он с большим успехом исполнял под гитару».

«У составителей этого сборника не было серьезных обработок стихов и песен Геннадия Коваленко, и, признаться, очень трудно заниматься обработкой таких стихов, где каждая строчка звенит, как натянутая струна, — пишет в своем предисловии Ю. Сковородников. —
Однако нарочитости и фальши в них нет… Это книга памяти. Пусть его стихи останутся с нами, как однажды исполненная для нас песня его влюбленной и мятежной души».

Добавим, что книга проиллюстрирована фотографиями природы Кольского Севера, сделанными В. Семеновым, и архивными снимками.

А на подходе еще одна книга автора-оленегорца. В конце нынешнего года должен выйти очередной сборник Евгения Алексеева. Срок презентации уже определен, осталось немного подождать.

Святослав ЭЙВЕ.