«Оленегорск литературный»

Заклинание добром

Выше мы уже писали о том, что в 70-80-х годах в Мурманской области чувствовался острый дефицит талантливых поэтесс. Оленегорск не был исключением. Если не считать кратковременного пребывания на литературном небосклоне Натальи Чистовой, в течение десяти с лишним лет вся серьезная женская поэзия Оленегорска концентрировалась в лице одной-единственной Аллы Михайловны Соловьевой. Это, если хотите, место в истории - в истории нашего с вами города, какой бы краткой и незначительной она не представлялась (краткость истории, кстати, совсем не означает ее скудость). Мимо человека, занимающего такое место, пройти невозможно.

Один из молодых мурманских поэтов, прочитав стихи Соловьевой, сказал: «Уютная. Про любовь - замечательно! Пусть и в жизни тоже...»

Что касается жизни Аллы Михайловны - сложилась, не сложилась? - об этом рассуждать не беремся. Но говорить о ее творчестве можно и нужно, поскольку оно давно переросло узкий дружеский круг и должно быть рассматриваемо на общегородском уровне.

Стихи Соловьевой неброски. В них нет замысловатой словесной вязи, нет игры в парадоксы. Но это вовсе не говорит об отсутствии поэзии. Просто поэзия бывает разной, и подход к творчеству, выбранный Аллой Михайловной, имеет аналоги на самом высоком уровне - вспомним, к примеру, Гамзатова, вспомним Друнину. К слову, живя в Москве, Соловьева имела возможность видеть их воочию, и творческий вечер Юлии Друниной произвел на нее глубокое впечатление.


...И зал почти разочарован:
Он представлял ее моложе!
И закачался гул неровный,
Смешок в партере, шепот в ложе.
Ну а она? Она не слышит
Ни этот шум, ни этот смех.
Она сейчас безмерно выше,
Она вдали от нас,
от всех...

С определением «уютная» в отношении поэзии Аллы Соловьевой можно поспорить. При мысли об уюте в воображении возникает, скорее всего, небольшая комнатка с мягким освещением, теплая и тихая. Однако в стихах Соловьевой не встретишь замкнутого пространства: нет ни комнат, ни квартир с удобствами, зато есть небо, поле, река и бесконечные земные дороги, которые - вопреки всему! - ведут не к Риму, а к родным тополям. Если это уют, то весьма своеобразный.

Соловьева умеет чувствовать Родину. Она вообще умеет чувствовать. Есть в ее строчках какая-то углубленная, обоснованная эмоциональность - ни крик, ни плач, ни улыбка не появляются просто так. Они всегда имеют серьезные, порой очень тонкие причины. Это, наверное, главная отличительная черта творчества Аллы Михайловны, а наиболее яркий пример тому - стихи о любви. Заострять на них внимание сейчас не хочется, ибо женская поэзия почти всегда ассоциируется с любовной лирикой. Гораздо интереснее другое: у Соловьевой есть стихи философского плана - что-то наподобие самооткровений, выраженных, как правило, в строго лаконичной форме:


Над смыслом жизни мучилась досель,
А это так естественно и ясно:
Творить добро -
Вот в этом смысл и цель.
Другая жизнь ненужна и напрасна.

Ни убавить, ни прибавить - все выражено четко, емко и кратко. Кто-то скажет, что мысль, дескать, не нова - о добре, как о смысле жизни, говорилось еще в Библии. Что ж, библейские истины тоже нуждаются в пропаганде, а идея, заключенная в стихотворную форму укладывается в голове легче и удобнее, чем то же самое, сказанное прозой.

Еще одна особенность. Вдумчивый читатель наверняка заметит, что в отдельных стихах Соловьевой присутствует некий магнетизм: пересказ мыслей и чувств заключен в оболочку, призванную заворожить аудиторию. Недаром в альманахе оленегорских поэтов, выпущенном в 1995 году, раздел, посвященный Соловьевой, получил заголовок «Заклинание».

Она не любит экспериментировать: одни и те же темы, один и тот же стиль, да и уро­вень ее стихов на протяжении многих лет остается неизменным - без заметных взлетов и без падений. Не думаю, что это плохо. Стабильность - вещь редкая, тем более если сохра­нять ее приходится на стыке различных идеологий и, по существу, различных культур.

Алла Михайловна пишет и для детей, что само по себе достойно внимания. Сложилось так, что профессиональных детских литераторов в Мурманске и области негусто.

Это не кажется удивительным, если вспомнить есенинские слова: «Чтобы писать для детей, нужно иметь особый талант». У Соловьевой такой талант есть. По крайней мере, на многих конкурсах, посвященных детской литературе, она со своими подборками занимала призовые места. Ее охотно печатают столичные детские журналы.

Этот дар, помимо прочего, помогает ей в нелегкой работе - Алла Михайловна заведует интернатовской библиотекой. Ее подопечные - «трудные» дети, дети-сироты, общаться с которыми, не имея врожденной доброты, такта и терпения, просто невоз­можно. «Чтобы человек вырос счастливым, его нужно с детства облучить любовью», - таково ее собственное мнение. Не поспоришь.

Алла Соловьёва
Чужие дети


Судьбу нам не выбрать другую –
Она из разряда стихий.
Кто-то на рынке торгует,
Кто-то пишет стихи.
А ты что с детьми чужими
Возишься ночами?
Жили без них и жили,
Зачем нам чужие печали?
Здесь слезы, обиды, бессонье...
Думаешь ты о чем?
Их бросили люди бессовестные.
Ну а мы-то при чем?
Наши выросли дети,
Для них мы с тобой и жили.
Зачем же, зачем нам эти,
Эти, совсем чужие?
Вопрос без ответа остался,
Только сумела сказать:
- А ты хоть раз попытался
Им заглянуть в глаза?