«Оленегорск литературный»

«О «Жемчугах» и не только»

Автор этих строк заранее просит прощения за то, что в приводимом ниже тексте будет слишком часто повторяться слово "первый". Вероятно, употребление одной и той же лексической единицы едва ли не в каждой фразе оскорбит чей-то художественный вкус, но автор берет на себя смелость утверждать, что в данном случае это не есть признак плохого стиля, поскольку все повторы, как убедится внимательный читатель, являются обоснованными.

История оленегорских литобъединений по своей продолжительности практически совпадает с историей города. В 1956 году начала выходить многотиражная газета градообразующего предприятия — Оленегорского ГОКа — "Заполярная руда", и таким образом у местных литераторов появилась возможность выйти на публику, чем они не замедлили воспользоваться. На страницах "Заполярки" стали публиковаться стихи и прозаические зарисовки, а одним из ведущих ее корреспондентов стал Геннадий Васильев, студент Литературного института им. Горького. Позже он окончил ЛИТИ с отличием (это достижение до сих пор никем в Мурманской области не повторено), и его по праву можно считать первым в нашем городе профессиональным поэтом.

Первой литературной группой, о которой сохранились более-менее точные сведения, руководил Борис Зеленков. В "Заполярке" ей периодически отводился законный уголок, а в начале 60-х о ней знали уже не только в городе, но и за его пределами. Свидетельство тому — приглашение в 1964 году четырех оленегорских поэтов на областное телевидение для записи литературной программы. Именно тогда, в 60-е, дебютировали авторы, сумевшие подняться над уровнем самодеятельных стихоплетов: Сергей Локтюхов (к настоящему моменту — член Союза писателей России, автор десятка сборников), Геннадий Киселев (позднее печатался в журнале "Октябрь", издал в Ярославле хорошую крепкую книгу стихов), Александр Савенков (одаренный очеркист и поэт-песенник, чьи стихи брали за основу многие известные композиторы страны), Борис Кожевников (тогда — редактор "Заполярной руды", впоследствии пробовавший себя в серьезной прозе, автор двух "морских" повестей, опубликованных в Калининграде).

В 70-е годы, после того как группа Зеленкова прекратила свое существование, возникло литературное объединение "Радуга". Движущей силой нового ЛИТО стали те, чьи имена названы выше: Локтюхов, Киселев, Савенков. Все так же появлялись в "Заполярке" и в областной "Полярной правде" оленегорские стихи, наладилось тесное взаимодействие с организованным в 1979 году Мурманским отделением Союза писателей СССР: известные заполярные поэты и прозаики Виктор Тимофеев, Владимир Смирнов, Владимир Семенов стали частыми гостями Оленегорска.

В марте 1983 года произошло долгожданное событие — вышла в свет первая официально изданная книга нашего земляка. Ею оказалась "Баня в океане" Геннадия Васильева — тоненькая брошюра с детскими стихами, выпущенная Мурманским книжным издательством гигантским по нынешним меркам тиражом — 200 тысяч экземпляров. Появление этой брошюры стало своеобразным импульсом для дальнейшего вхождения оленегорцев в "большую литературу". Осенью 1984-го увидел свет сборник мастера пылевентиляционной службы Оленегорского ГОКа Юрия Сковородникова "Вот мой дом". К тому времени "Радуга" уже распалась, и Сковородников фактическим руководил городским литкружком. Появились новые интересные имена: Алла Соловьева, Михаил Игнатьев, Юрий Кудинов. В 1988 году в Мурманском книжном издательстве был издан сборник стихов студентки Натальи Чистовой, подававшей большие надежды оленегорской поэтессы (вскоре она переехала в Мурманск и, к сожалению, оставила серьезное поэтическое творчество).

Вторая половина 80-начало 90-х — время, когда литературная общественность города объединилась вокруг клуба "Исполин". Диапазон интересов клуба был широк — музыка, живопись, театр, различные науки, — но литературе в нем отводилось особое место. Среди наиболее ярких "исполиновцев" — рано ушедший из жизни Александр Молчанов, братья Анатолий и Владимир Колупаевы, Сергей Беспалов, Борис Мальцев. "Исполин" просуществовал до 1992 года, после чего наступило "безвременье", длившееся около двух лет и совпавшее с периодом, который можно назвать великой депрессией, охватившей в первой половине 90-х не только Оленегорск, но и всю страну.

Тем не менее тяга к творчеству оказалась сильнее политических и экономических потрясений. Вновь стали вестись разговоры о необходимости создания, а вернее, возрождения в Оленегорске литературного объединения. Осенью 1994 года, по инициативе поэта Юрия Кудинова, эта идея была претворена в жизнь. Так родилось ЛИТО "Жемчуга".

Пожалуй, ни одно из существовавших ранее оленегорских литобъединений не вело такой плодотворной и заметной деятельности как "Жемчуга". В 1995-м был выпущен 300-страничный альманах "Весна моего города". Выпущен "домашним" способом, штучным тиражом, но опять-таки — впервые. Впервые в истории города была предпринята попытка собрать под одной обложкой наиболее интересные имена. Кому-то первый блин может показаться комом — в альманах вошли далеко не лучшие стихи, а некоторые авторы, например, Васильев и Сковородников, и вовсе оказались за бортом. Но случилось это не по злому умыслу составителей, а исключительно по той причине, что не существовало никаких городских литературных архивов и поиск материала был сопряжен с большими трудностями. В этой связи нельзя не отметить усилий Юрия Кудинова — первого председателя и главного вдохновителя "Жемчугов". Именно в "Весне моего города" были впервые представлены публике стихи Екатерины Кисловой, получившей затем областную литературную премию имени Баева-Подстаницкого, и Лидии Карповой, чей вклад в становление "Жемчугов" трудно переоценить.

С того же, 1995-го, года в городе возобновились регулярные творческие вечера. Площадкой для их проведения, с легкой руки Надежды Александровны Малашенко (ныне — директор централизованной библиотечной системы Оленегорска), была выбрана центральная детская библиотека на Ленинградском проспекте, а организаторами вечеров наряду с "жемчуговцами" выступали и выступают сотрудницы ЦДБ Ольга Федоровна Игнатович и Валентина Валентиновна Баланюк. Союз "литобъединение-библиотека" оказался весьма продуктивным и долговечным. Точной статистики нет, но, по самым приблизительным подсчетам, за 11 лет было проведено не менее пятидесяти мероприятий, в которых "Жемчугам" отводилась главная роль. Традицией стали приглашения поэтов ЛИТО в другие города области, а с 1996-го в Оленегорск опять стали приезжать авторы из Мурманска, Североморска, Мончегорска, Ревды, Кандалакши... В творческой жизни города наступил новый этап.

"Жемчуга" сегодня — это небольшое, но прочно спаянное объединение друзей и единомышленников. В его ядро входят упомянутые выше Лидия Карпова и Михаил Игнатьев, а также Ольга Перепелица, Александр Рыжов и Евгений Алексеев. Имя Евгения Ивановича Алексеева в альманахе "Весна моего города" не значится — он пришел в "Жемчуга" чуть позже, но сразу занял в ЛИТО одно из ведущих мест. И по праву. За последние шесть лет у него один за другим вышли три сборника стихов — и отнюдь не "скороспелки". Каждая из этих книг стала для города событием, а сам Евгений Алексеев, как и нынешний председатель "Жемчугов" Алла Михайловна Соловьева, давно перестал быть просто "оленегорским поэтом". "Жемчуга" выходят из замкнутого провинциального круга, и это не может не радовать.

Александр Рыжов, член Союза писателей России