«Оленегорск литературный»

«Даешь Голливуд!», или Рыжов on-line

Пятнадцатого октября в столице Кольского Заполярья в редакции «КП-Мурманск» состоялась on-line конференция с участием Александра Рыжова, оленегорского поэта, писателя, журналиста, члена Союза писателей России. Для Оленегорска это событие можно определить как беспрецедентное, поскольку Александр, как представитель именно нашего города, был удостоен чести стать первым в первом подобном опыте региональной «Комсомолки». Вернувшись, он дал интервью для «ЗР», в котором также использованы материалы Интернет-конференции.

— Александр Сергеевич, расскажите, пожалуйста, кто был инициатором и организатором on-line конференции в Интернете? Сколько вопросов поступило в Ваш адрес?

— Конференцию посредством Интернета проводила региональная редакция газеты «Комсомольская правда» «КП-Мурманск», для которой это был первый опыт. Конечно, общие принципы проведения подобных мероприятий коллегам по журналистскому цеху были известны, поскольку федеральная «Комсомолка» практикует прове­дение таких конференций уже в течение ряда лет. За несколько дней до начала конференции редакция сделала объявление о том, что состоится прямая линия, дала адрес в Интернете, разместила на своем сайте анонс, представила меня, обозначила круг вопросов. Здесь же, на сайте, находилась форма, которую следовало заполнить, вписав в нее свой вопрос и подписавшись любым ником.

К началу конференции, к 13 ча­сам, набралось вопросов пятнадцать. На мой взгляд, это немало, поскольку особой рекламы не было. А когда вышли в Интернет и я начал на них отвечать, то народ заметно активизировался и новые вопросы буквально посыпались с разных сторон. И в результате к концу прямой линии их поступило в общей сложности порядка сорока — почти на все удалось ответить, и вопросы все продолжали поступать. Причем, изначально планировался всего лишь один час общения — с тринадцати до четырнадцати часов, а в действительности конференция продлилась один час сорок минут.

— Где и как она проходила?

— В редакции «КП-Мурманск» есть конференц-зал, где, кстати, совсем недавно, в конце сентября на вопросы прямой телефонной линии отвечал губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов, в этом зале все и состоялось. Меня посадили за стол, рядом со мной находились журналистка «КП-Мурманск» Анна Соловьева и технический работник, который считывал мне поступающие вопросы и тут же отправлял с моих слов ответы на них. Предполагалось, что будет трансляция картинки в Интернет, но вследствие каких-то неполадок веб-камеру пришлось отключить — трансляция продлилась всего лишь около пятнадцати минут. Работа шла в сумасшедшем темпе. Мне хотелось ответить на максимальное число вопросов, поэтому я говорил быстро, и, справедливости ради, надо сказать, что техническому работнику пришлось нелегко.

— Почему были приглашены именно Вы?

— Совершенно не понимаю, почему именно я. Могу только предполагать. Дело в том, что у меня сложились очень хорошие отношения с региональной «Комсомолкой», да и вообще с «Комсомолкой», особенно в этом году. Начиная с января, было сделано пять публикаций по моим книгам, включая публикацию отзывов на эти материалы: четыре в местной «КП» и одна в федеральной. Очевидно, я — как один из постоянных «клиентов» — показался организаторам интересным. Опять же, они, как настоящие профессионалы, владеют ситуацией и видят, что есть некий резонанс и интерес у читателей. Кстати, надо сказать о том, что вопросы поступали не только по Интернету — совершенно неожиданно для сотрудников утром в понедельник люди начали звонить в редакцию, хотя речи о телефоне вообще не было. Поэтому Анна Соловьева задавала мне вопросы вперемешку.

— Какой была география?

— К моему удивлению, поступили вопросы даже из Москвы. Ну а в основном — из Мурманска, несколько вопросов было из Северорморска, Кировска, Апатитов, Мончегорска, оленегорцы спрашивали — например, детская библиотека интересный вопрос задала. Считаю нужным сказать, что во время конференции в качестве «группы поддержки» в зале присутствовал приглашенный мною Дмитрий Коржов — литературный критик, писатель, поэт, журналист и мой друг. К слову, один вопрос касался литературной группы «Соль!» и вполне логично, что я переадресовал его Дмитрию — как руководителю этой группы.

— Были какие-то неожиданные, оригинальные вопросы?

— Все вопросы касались творческих и около творческих тем: какая литература мне нравится, кто был для меня ориентиром в ней, какой у меня распорядок дня, и так далее. Были они достаточно стандартными, но попадались до­вольно любопытные. Например, вопрос Дэна: «Одно время в мур­манском историко-ролевом клубе «Северный замок» обсуждался проект ролевой игры в Хибинах по Вашей книге «Земля Тре». Вам был бы интересен такой проект? Вы бы одобрили проведение игры?». На что я дал ответ, что впервые об этом слышу, но если бы ребята обратились ко мне, я бы с удовольствием обсудил с ними этот вопрос.

Был блок вопросов, касающихся возможности экранизации книги «Земля Тре». Demetra, Апатиты: «Помнится, в одной из летних публикаций «КП»речь шла о том, чтобы подключить к проекту экранизации «Земли Тре» и «Магии» саамские организации. Делается ли что-то в этом направлении? А как относится к данному проекту руководство Мурманской области и лично губернатор Евдокимов? Фильм-то можно сделать классный! Такой пиар для нашего региона!». Да, это был бы очень хороший пиар для нашего региона. Ведь эти книги основаны на том, что происходило на территории нынешней Мурманской области. С губернатором на эту тему я не общался, поэтому его отношения не знаю. Что же касается сотрудничества с саамскими организациями, я «забросил удочку» в Международный союз саамов, и этот проект заинтересовал людей. Позже мы подготовим смету проекта. Боюсь, что сумма их ужаснет, потому что стоимость такого проекта — несколько миллионов у.е. Можно, конечно, снять дешевый фильм, но есть ли в этом смысл? Я очень хотел бы, чтобы этот проект был совместным. Было бы неплохо, если бы к этому подключилась администрация Мурманской области, финские, норвежские организации.

И один вопрос был просто потрясающим, но, по-моему, он не попал на сайт: спросили, как мне думается, каким будет фэнтези в 2079-м году? Меня это убило наповал. Я не знаю, каким этот жанр будет даже через несколько лет. Ему самому всего-то полвека, и за это время он претерпел кучу всяких изменений. Будет ли он вообще через семьдесят лет, неизвестно, а уж каким — и подавно.

— Вы сказали, что Вам понравился вопрос от детской библиотеки Оленегорска...

— Да, очень понравился: «Саша, мы тебя очень любим! Не собираешься ли ты написать веселую книжку для детей? Каких современных писателей рекомендуешь для чтения современным подросткам? Считаешь ли ты удачными экранизации русской классики? Кого из классиков мировой литературы ты готов перечитывать бесконечно? Удачи тебе и претворения в жизнь всех твоих творческих планов!». Надеюсь, мой ответ не разочаровал: пользуясь возможностью, я передал привет коллективу детской библиотеки и сказал о том, что года три назад пробовал написать что-то для детей. У меня даже есть повесть под таким названием «Рыжий кот, упавший с неба», но, прочитав ее, я понял, что мне в моем детстве, наверное, было бы неинтересно ее читать. Возможно, я как-нибудь вернусь к этой повести и ее доработаю. Из современных авторов вряд ли можно кого-то порекомендовать. Волков, Носов — это те авторы, которые не устареют никогда. Считаю, что не все экранизации удачны. «Тихий Дон» и «Золотой теленок», например, мне очень не понравились. Более-менее удачной постановкой был сериал Бортко по «Мастеру и Маргарите» и вполне удачной можно считать экранизацию «Идиота». Бесконечно я могу перечитывать Джека Лондона, очень люблю Хемингуэя, нравится Александр Грин, Булгаков, разумеется. Хотя мне не нравится булгаковская «Дьяволиада».

— Про Голливуд-то спрашивали?

— Конечно! Это тема была первой из заявленных к обсуждению организаторами. В частности, Виктор из Мурманска спросил: «Александр, ну признайтесь, какой может быть Орландо Блум в нашей сельской местности?». С Орландо Блумом я не разговаривал, это правда. Но я не могу понять, почему мы так к себе относимся — «в сельской местности». Да, географически мы — провинция. Но давайте не будем внушать себе, что мы живем в душевной провинции, что мы какие-то второсортные люди. На прошлой неделе я получил ответ из студии Питера Джексона, режиссера, снявшего «Властелина колец». Эта студия вообще находится, черт знает где, в Новой Зеландии. Поэтому, может, и Орландо Блум появится в нашей «сельской местности, кто знает. Разговор с Виктором продолжился: «Питер Джексон?! И что, Вы хотите сказать, что Питер Джексон откликнулся на письмо из России? От человека, которого он совершенно не знает?! Не может быть!». Еще как может быть! Разумеется, это письмо писал не сам Питер Джексон, а его официальный представитель Мишель Тайлор.

— Ваши впечатления от участия в Интернет-конференции?

— Должен признаться, что, когда все закончилось, у меня было ощущение жуткой усталости. Тем не менее, было очень приятно. По крайней мере, мне понравилось. Мои коллеги тоже выглядели довольными. За конференцией следил и редактор «КП-Мурман» Алексей Бакуменко. Когда мы обменялись впечатлениями, организаторы признали свой первый опыт вполне удачным. Не исключено, что через год прямая линия с моим участием повторится, поскольку, судя по всему, читательский интерес есть.

— Судя по всему, Александр Сергеевич, он не просто есть: он растет. Кстати, вот и один из вопросов был соответствующим, от jkz из Оленегорска; «Вчера прочла в Интернете, что тебя, Саша, называют одним из самых перспективных российских писателей. Почувствовал ли ты уже вкус славы?»

— Этот вопрос аналогичен некоторым, заданным мне в ходе предварительной разминки и на него мне ответить очень легко: наверное, мне повезло, что я с рождения живу в маленьком Оленегорске и где меня знает практически каждый. Поэтому я никак на себе славу не ощущаю. И это хорошо.

— Спасибо и удачи!

Ольга ВЕНСПИ.